О присоединении к электрическим сетям с точки зрения проектирования сетей внешнего электроснабжения

На рассмотрение поставлено два вопроса, касающихся правомерности требований, предъявляемых администрацией города N к содержанию и форме технических условий подключения, выдаваемых ОАО «N-ская электросетевая компания».

 Вопрос № 1. Являются ли технические условия подключения достаточным основанием для проектирования сетей внешнего электроснабжения либо проектирование должно осуществляться исключительно на основании технических условий присоединения (технических условий для технологического присоединения)?

Ответ:

1. Правовое регулирование в сфере электроэнергетики отличается повышенной сложностью, поскольку охватывает неразрывный многогранный комплекс отношений, возникающих в процессе:

1) производства,

2) передачи,

3) сбыта и

4) потребления электрической энергии, а также

5) оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Сложность отношений предъявляет повышенные требования к профессионализму энергетических компаний, что приводит к определению их исключительной компетенции в сфере энергоснабжения. Вмешательство в их компетенцию недопустимо, поскольку именно эти компании отвечают за обеспечение безопасности хозяйственной деятельности юридических лиц и жизнедеятельности населения.

2. Отвечая на конкретные вопросы в сфере электроэнергетики, необходимо прежде всего уяснить, что представляют собой в правовом смысле понятия «присоединение» и «подключение» к электросетям.

Гражданский кодекс РФ говорит об энергоснабжении через «присоединенную сеть» (ст. 539 ГК РФ) – присоединение к сети выступает непременным условием договора энергоснабжения[1]. Подключение происходит уже к присоединенной сети и означает фактическое начало получения энергии – при этом «подключение» возможно только для граждан (п. 1 ст. 540 ГК РФ). В литературе отмечается, что фактическое подключение означает лишь наличие у потребителя-гражданина технической возможности получать энергию[2].

Таким образом, в терминах гражданского законодательства «подключение» – это фактическое действие, которое никак не может предшествовать присоединению. Та же концепция заложена и в законодательстве об электроэнергетике – речь идет только о присоединении к сети. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ (далее – Закон об электроэнергетике) термином «подключение» как правовым понятием не оперирует.

Закон об электроэнергетике предусматривает множество договоров в сфере электроэнергетики. В том числе в п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике закреплен такой вид договора как договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) к электрической сети)[3]. Процедура технологического присоединения установлена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения)

Заключение каких-либо договоров о подключении Законом об электроэнергетике не предусмотрено. Такие договоры противоречат сути отношений по энергоснабжению.

3. В п. 7 Правил технологического присоединения устанавливается следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки на технологическое присоединение;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В соответствии с абз. 15 п. 1 ст. 26 Закона «Об электроэнергетике», по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, и др. мероприятия.

Существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения являются мероприятия по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению (п. 16 Правил технологического присоединения).

П. 18 Правил технологического присоединения устанавливает следующий перечень мероприятий по технологическому присоединению:

1) подготовку сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором, а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором и со смежными сетевыми организациями;

2) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

4) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

5) иные мероприятия.

Таким образом, разработка проектной документации (т.е. проектирование сетей внешнего электроснабжения) осуществляется только на основании технических условий присоединения.

4. В целом, необходимо подчеркнуть, что выдача технических условий присоединения осуществляется только на основании договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенного сетевой организацией с абонентом. Вне рамок указанного договора технические условия присоединения не выдаются.

Это объясняется тем, что именно в рамках договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям «сетевая организация, как правило, своим иждивением осуществляет не только реконструкцию, но и строительство тех либо иных объектов энергетики, необходимых для технологического присоединения»[4].

Разработка собственно проектной документации в границах земельного участка является обязанностью абонента, а эта обязанность находит свое место только в договоре об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям[5].

Данные правила, установленные законодательством в определенных целях (см. п. 1 настоящего Заключения), также позволяют сделать вывод, что необходимой предпосылкой проектирования сетей внешнего электроснабжения является заключение договора об осуществлении технологического присоединения.

Откуда же тогда появилось «подключение» к сетям и, соответственно, технические условия подключения? Это следствие, во-первых, разноголосицы законодательства, не имеющего отношения к сфере электроэнергетики (объективный момент), а, во-вторых, непонимания сути отношений по энергоснабжению (субъективный момент).

5. Как представляется, смешение понятий подключения и присоединения произошло на терминологическом уровне из-за непрофессионального использования слова «подключение» в градостроительном и земельном законодательстве. Введение термина «подключение» вносит некоторую путаницу в отношения, связанные с осуществлением доступа к электрическим сетям. Однако следует учитывать, что некорректное использование термина само по себе никогда не заменяет понятия, обозначаемого этим термином. Так вот, необходимо сразу же отметить, что термин «подключение», используемый в земельном и градостроительном законодательстве, все равно обозначает «присоединение» к сетям. Это обосновывается нижеследующим анализом соответствующих норм.

В ст. 30 Земельного кодекса РФ в перечне работ по формированию земельного участка названо «определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения». В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, в составе градостроительного плана земельного участка указывается «информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке проектной документации лицу, подготавливающему такую документацию, предоставляются эти технические условия подключения.

Следует обратить особое внимание на то, что земельное и градостроительное законодательство говорят не просто об условиях подключения, но о технических условиях подключения.

На основании п. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, «порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации».

Такие акты Правительства РФ приняты.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» утверждены:

1) Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила предоставления технических условий подключения).

2) Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила подключения).

В п. 4 Правил подключения говорится о «договоре подключения», но предмет этого договора раскрывается как «присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении».

Согласно п. 5 данных Правил, подключение объекта капитального строительства к электрическим сетям после заключения договора о подключении осуществляется в порядке, установленном Правилами присоединения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861.

Таким образом, терминологическое разграничение вновь произведено – термину «подключение», как он используется в градостроительном и земельном законодательстве, придано значение «присоединение».

6. Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, предусматривают выдачу:

– технических условий подключения (Правила предоставления технических условий подключения);

– условий подключения (Правила подключения).

Различие этих двух видов условий огромно.

6.1. Значение технических условий подключения, о которых говорит земельное и градостроительное законодательство, сведено к минимуму. Они предоставляются:

во-первых, с целью подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса (п.п. 12, 13, 14 Правил предоставления технических условий подключения);

во-вторых, для того, чтобы правообладатель земельного участка мог определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий и обратиться с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 16 Правил предоставления технических условий подключения, п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 10 Правил предоставления технических условий подключения, технические условия подключения должны содержать всего лишь следующие ограниченные данные:

а) максимальную нагрузку в возможных точках подключения;

б) срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

в) информацию о сроке действия условий, о плате за подключение, о плате за технологическое присоединение.

Следовательно, смысл выдачи технических условий подключения – информационный. Главный вопрос, на который отвечают технические условия подключения – а возможно ли вообще в будущем присоединение к электросетям? Технические условия подключения – это только потенциальная возможность присоединения в принципе[6]. На основании этой информации проектировать сети электроснабжения, конечно, не представляется возможным.

Таким образом, технические условия подключения не являются документом, на основании которого производится присоединение к электрическим сетям и разрабатывается проектная документация.

6.2. Совсем иное значение имеют условия подключения.

В п. 4 Правил подключения подчеркивается, что условия подключения в смысле настоящих Правил означают «технические условия присоединения».

В соответствии с п. 4 Правил подключения, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

1) подача заказчиком заявления о подключении;

2) заключение договора о подключении;

3) выдача исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения);

4) выполнение заказчиком условий подключения;

5) проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения;

6) присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении;

7) выполнение условий подачи ресурсов.

Таким образом, условия подключения, они же технические условия для присоединения, и являются тем документом, на основании которого производится проектирование сетей внешнего электроснабжения по процедуре присоединения к электрическим сетям (см. п. 3-4 настоящего Заключения).

Выводы по вопросу № 1.

1) Соотношение технических условий подключения и условий подключения таково: терминологически эти условия отличаются только одним словом «технические». По своему существу они различаются кардинально.

2) Технические условия подключения в юридическом смысле имеют значение только организационных предпосылок к заключению в будущем договора о присоединении. По своему содержанию технические условия подключения вообще не могут служить основанием для проведения таких сложных работ как проектирование сетей внешнего электроснабжения.

3) Реальное юридическое значение для проектирования сетей внешнего электроснабжения имеют только условия подключения, которые являются техническими условиями присоединения, выдаются в рамках процедур присоединения к электрическим сетям и только после заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

 

Вопрос № 2. Правомерно ли установление трехлетнего срока для технических условий подключения в п. 3 постановления Главы города N?

Ответ:

Совершенно однозначная позиция по этому вопросу выражена законодателем в п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ: «Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

В соответствии с этой нормой закона в п. 10 Правил предоставления технических условий установлено, что технические условия подключения должны содержать срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрены случаи, когда бы органы местного самоуправления могли своим решением устанавливать сроки действия технических условий.

Таким образом, постановление Главы городской администрации противоречит Федеральному закону (равно как и нормативному акту Правительства РФ) в части установления трехлетнего срока для технических условий подключения в связи с тем, что установление данного срока отнесено исключительно к компетенции организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, т.е. в сфере электроэнергетики – к компетенции электросетевых компаний. Соответственно, решение данного вопроса не относится к компетенции органов местного самоуправления.

Электросетевая компания вправе устанавливать срок, превышающий указанный в п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, но только по своему усмотрению. Пункт 3 постановления Главы городской администрации, как противоречащий Федеральному закону, не подлежит применению (абз. 12 ст. 12 Гражданского кодекса РФ).

 

 

 


[1] См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: «Статут», 2000. С. 136 (автор главы – В.В. Витрянский).

[2] См.: Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. – М.: «Статут», 2006. С. 16.

[3] См.: Гражданское право: В 4-х тт. Учебник. / Отв. ред. Е.А. Суханов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006. Том III. С. 353-355 (автор главы – В.В. Витрянский); Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики. – М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 35.

[4] См.: Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики. – М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 135.

[5] См.: Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики. – М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 139.

[6] В п. 4 Правил подключения указывается, что условия присоединения не должны противоречить ранее полученным техническим условиям, – т.е. указывается значение полученных ранее технических условий подключения как предварительных рамочных указаний, в пределах которых и будет осуществляться реальное проектирование присоединяемых электрических сетей.